«Александр Морозов: Просто пишу хорошие песни..»

ДЗЕРЖИНСКОЕ ВРЕМЯ 
№12 22 марта 2007 года 
«Александр Морозов: Просто пишу хорошие песни..» 
Екатерина Сизова

В минувшую субботу в Дзержинском музыкальном колледже прошел благотворительный концерт народного артиста России, Украины, Молдовы, певца, композитора Александра Морозова. «В горнице моей светло» - программа с таким названием в наш город была привезен не случайно. Дело в том, что собранные средства пошли в пользу литературного музея Николая Рубцова, существующего на общественных начала при библиотеке им. А.С. Пушкина. А сам А. Морозов, автор цикла песен на стихи Рубцова, в прошлом году первым из композиторов был удостоен премии памяти поэта «Звезда полей».

Наскоро пролистать нотный сборник композитора и певца Александра Морозова получится не у всякого – так и подпрыгиваешь, натыкаясь на знакомые строчки: «Ах, и это он?! И это - его!!!», и вот уже память преподносит тебе мелодию от вступления до последних аккордов припева.

Многогранный талант – слова как раз про Морозова. Такие разные песни он написал, но есть единственная ниточка, точки соприкосновения, общие грани, сообщающие его творчеству крепость и прозрачность алмаза. Одни песни, такие как, «Зорька алая», «Камушки», «Гагара», «Серая лошадка» («Маменька»), «Неприметная красота», «Мой голубь сизокрылый», «Любите пока любится», входят в золотую классику эстрады. Другие- «Пташечка», «Папа подари мне куклу», «Белая ночь», «Островок», «Потемкинская лестница», «Марина», «Душа болит» - ярко сияли, став шлягерами и хитами.

Александр Сергеевич Морозов родился 20 марта 1948 года в поселке Окница, в Молдавии. Ах, какое, наверное, это чудесное детство – в певучем, звонком, солнечном и хлебосольном крае! В соседях и молдаване, и украинцы, и цыгане, и русские. Смешиваются языки, народы, обычаи, праздники, песни…

Биография у композитора, с одной стороны, не типичная: окончил радиотехническое училище, уже тогда начал выступать в составе юношеской сборной республики по прыжкам в высоту (кумиром юного Саши был Валерий Брумель, ему спустя годы композитор Морозов посвятит песню «Высота»). На всесоюзных соревнованиях в Талине Александра Морозова пригласили учится в физкультурный техникум в Ленинград. Затем- спортивный факультет пединститута им. Герцена. После его окончания Морозова призвали в армию, на флот. Балтийка, крейсер «Киров»в Кронштадте…

Но, с другой стороны, творчество, музыка, песня всю юность были рядом: мама Мария Филипповна пела в самодеятельности, частенько брала сына на репетиции и концерты. Саша с четырех лет «на слух» играл на гармошке, пел. Ну а потом «солировал» в компаниях: походы, костры, куда тут без гитары!

В физкультурном техникуме Александр Морозов организовал свой ансамбль и руководил самодеятельность, готовил концерты. А когда учился на первом курсе пединститута победил в творческом конкурсе среди студентов с песней на стихи Глеба Горбовского «Не отводи от жизни глаз». Тогда же, в 1968 году, была написана песня «Травы пахнут мятою», которая стала лауреатом телевизионного песенного конкурса «Песня года».

В те годы это значило многое, за словами «всесоюзная известность» - выход гибкой пластинки, интерес к молодому композитору со стороны профессиональных поэтов-песенников, новые перспективы и, конечно, другие гонорары, не сравнимые со студенческой стипендией… И именно тогда Александр Морозов, сын ветерана-фронтовика, принимает решение идти служить на флот!

Впрочем, и в армии таланты оказались нужны. Командирование поручило создать Морозову ансамбль «Волна» в Ленинградском матросском клубе. Выступления флотского коллектива неизменно проходили с успехом.

На Александра Морозова обратили внимание мэтры: композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и Валерий Александрович Гаврилин (его «визиткой» стал балет «Анюта» по рассказу А.П. Чехова). Уже признанным мелодистом Морозов отучился три курса на композиторском факультете Ленинградской консерватории. Но не окончил ее, потому что нашел свою форму творчества – песни, а к крупным музыкальным формам душа не лежала.

В 1984 году Морозов создает вокально-инструментальную группу «Форум». Ее известность принесла успех и первому солисту «Форума» Виктору Салтыкову. К началу восьмидесятых относится и сотрудничество Александра Морозова с исполнителями Сергеем Рогожиным и Мариной Капурой.

Но в конце восьмидесятых – начале девяностых, на волне общего неустройства в стране, поисков себя и новых источников вдохновения, Морозов сначала уехал на Украину, в село под Черкассы, а потом еще дальше – на Кипр…

А в 1998 году был триумфальное возвращение: юбилейный концерт в ГЦКЗ «Россия» с участием Ларисы Долиной, Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля, Льва Лещенко, Валерия Леонтьева, Аллы Пугачевой…

С тех пор Александр Морозов продолжает открывать новые таланты, делясь с ними опытом, школой и песней. Николай Басков, Пелагея, и, наконец, последнее любимое детище – Театр песни Александра Морозова «Самородок». Фонд «Самородки России», президентом которого является Александр Сергеевич, отыскивает таланты по всей России…

Корр. Александр Сергеевич, хиты каких авторов могли бы войти в пластинку «Любимые песни ХХ века Александра Морозова?»

Спасибо Вам за этот вопрос. Я с удовольствием на него отвечу, потому что в такой диск вошли бы те песни, которые занимают в моей творческой судьбе особое место – они во многом формировали меня как композитора. Это, прежде всего, песни моего учителя Василия Павловича Соловьева- Седого (самая любимая «Прощай, любимый город!»), «Что так сердце растревожено» Тихона Хренникова, песни Бориса Мокроусова из фильма «Весна на Заречной улице», «А годы летят» Марка Фрадкина», «Мелодия» Александры Пахмутовой. Обязательно в этот альбом я бы включил и песни моих современников: Давида Тухманова из альбома «По волне моей памяти» и «Зеркало» Юрия Антонова.

Корр.: В Вашей жизни был этап, когда Вы «махнули на все рукой» и уехали на Кипр. Слышала, что связано это было отчасти с каким-то внутренним кризисом. Но для многих соотечественников, наверняка, это кажется похожим на мечту- бросить все и уехать на солнечный остров. Такими ли лучезарными были эти годы?

Да, это был непростой период не только для меня. Советский союз развалился, перестройка диктовала новые (не всегда корректные для творческого человека) законы. Мои песни в самом начале 90-х оказались вдруг «неформатными»?! Их даже в «Песню года» престали включать – все вдруг стало измеряться не любовью народа к музыке автора, а «форматным рублем». Я продал студию, квартиру и уехал на Кипр…Но солнечным раем он для меня не стал, хотя мог бы. Там я продолжал заниматься творчеством, но долго без своего зрителя не смог и через несколько лет вернулся в Россию.

Корр.: Есть ли у Вас сейчас какой-то рецепт борьбы с унынием, ведь для творческого человека такие перепады настроения – не редкость? Что Вас вдохновляет, что радует?

Ну начнем с того, что уныние – это грех! У меня бывают, конечно, перепады настроения, но я стараюсь работать и, поверьте, это лучший способ быть в тонусе. График моей жизни таков, что пишу я в основном по утрам – встаю рано, плаваю в бассейне, обливаюсь холодной водой, завтракаю – и к инструменту! И еще- сейчас особый период в моей жизни – он связан с тем, что я люблю и чувствую себя любимым, есть гармония в личной жизни, есть творческий подъем. Вновь востребованы мои песни, я много гастролирую, мои концертные программы показывают по телевидению.

Корр.: Когда Вы только начали сочинять песни и исполнять их, каким представляли свой будущий путь? Какие мечты молодого человека реализовались, с какими, может быть, пришлось расстаться? Какие советы вы даете своим воспитанникам сейчас? От каких ошибок стараетесь уберечь? Какие советы давали Вам ваши учителя – Василий Павлович Соловьев- Седой и Валерий Александрович Гаврилин?

Когда я написал свою первую песню «Травы пахнут мятою», мне было чуть больше двадцати – я учился в спортивном техникуме и мечтал о спортивных рекордах. Но… жизнь распорядилась иначе, песня стала популярной и принесла мне известность. Мог ли я тогда представить, что стану композитором, напишу более тысячи песен и их так полюбит народ, и я стану трижды народным артистом – России, Украины и Молдовы! Прежде всего, в этом заслуга моих учителей – Василия Павловича Соловьева-Седого и Валерия Александровича Гаврилина, которые передали мне тайны истинно народной музыки. И, конечно, я благодарен свой маме- Марии Филипповне, которая с детства пела мне замечательные песни (у нее был хороших голос). А своих учеников из театра песни «Самородок» я стараюсь уберечь от фонограммного пения и от песен «однодневок».

Корр.: На мнение критиков, коллег или зрителей Вы стараетесь ориентироваться?

Я всегда ориентировался на мнение моего зрителя – он мой строгий судья и единственный критик.

Корр.: Можно ли «запрограммировать» хит? Предполагали ли Вы на этапе написания музыки к «Зорьке алой», «Камушкам», «В краю магнолий» и к другим популярнейшим песням, что их ждет такой оглушительный успех?

Запрограммировать хит нельзя, можно просто написать хорошие песни, которые запоет народ.

Корр.: Есть ли какие законы, «механика» у творчества? Что идет первым – хорошие стихи, идея песни, музыка?

Для меня всегда были важны стихи и то, насколько они близки моему состоянию души. Я работал с такими замечательными поэтами как, Леонид Дербенев, Анатолий Поперечный, Глеб Горбовский…

И, конечно, во главе угла стоит поэзия Николая Рубцова, которая вдохновила меня на целый песенный цикл «В горнице моей светло».

Корр.: Как Вы оцениваете современную эстраду? Кто из молодых исполнителей и авторов Вам интересен?

Я с интересом слежу за современной эстрадой, мне интересны проекты Игоря Матвиенко и Макса Фадеева. Очень рад за свою воспитанницу Настю Максимову, которая сейчас пишет песни для Юлии Савичевой и стала ее музыкальным продюсером.