"Александр Морозов: "Весь мой рояль в стихах"

НАША ВЕРСИЯ 
№37 24 - 30 сентября 2007 года 
"Александр Морозов: "Весь мой рояль в стихах" 
Ирина Иванова

Хиты народного артиста России, Украины и Молдавии композитора Александра Морозова поют вот уже четыре поколения звезд: Кобзон, Пьеха, Пугачева, Киркоров, Шуфутинский, Бабкина, Кадышева, Милявская, Началова, Витас, Пелагея+ А группа Hi-Fi недавно получила приз "Муз ТВ" за ремикс песни "Беда" Александра Морозова. И вот 10 и 11 октября на сцене Московского театра эстрады Александр Морозов выступит со своей новой программой "Пропадать, так с музыкой!". Но на этот раз звезд не будет: Морозов и сам прекрасно исполняет свои песни. При этом "Золотые хиты" Морозова будут звучать в новых аранжировках, а новые песни должны полюбится слушателям, так как написаны в лучших песенных традициях. Корреспондент "Нашей Версии" встретился с Александром Морозовым в преддверии концерта и задал ему несколько вопросов.

- Александр Сергеевич, чем будете удивлять 10 и 11 октября?

- Всю свою жизнь я не только пишу музыку, но и очень много выступаю как исполнитель. Я часто гастролирую по России и вижу, что моей аудитории моя исполнительская деятельность тоже нравится. Поэтому у нас с проюссером Мариной Парусниковой и родилась идея сделать этот концерт. Мои песни будут также исполнять наши воспитанники из театра "Самородок". На этот раз мы решили обойтись без звезд. Не потому, что их не любим. Просто решили рискнуть.

- А кто они, ваши "самородки"?

- Театр песни "Самородок" пока не услышишь по радио и телевидению. Но, думаю, все еще впереди. Отчасти поэтому мы идем в рискованное плавание под названием "Пропадать, так с музыкой!". Марина нашла в архиве песню с таким название, и мы задумались: чем это не название программы? Ведь таким образом мы попадаем в точку. Не в плохом смысле, что пропадаем, а в том+ Знаете, как говорят, когда человек влюбился? Пропал! Вот и мы пропали! Мы с Мариной, моей женой и продюсером, пропали в своей большой любви! Утонули в ней! Но и с музыкой, которой оказалось так много! В названии же кроется двойной смысл! И те зрители, которые придет на концерт, откроют много нового, интересного и близкого своей душе.

- Ваша новая программа будет в стиле новое ретро. Что это значит?

- Новое ретро- это старые песни в новом звучании и одновременно новые песни в традициях мелодизма советского периода.

- Чем потом будете удивлять?

- Следующая программа будет посвящена 60-летию, которое грядет через пол года. Мы с Мариной пока в раздумьях, как этот юбилей обозначить Мы склоняемся к мысли, чтобы из огромного накопленного за всю мою творческую жизнь видио- и аудио материала (в том числе и интервью, разговоров, бесед с выдающимися людьми) сделать большой музыкальный фильм вместе с Первым каналом.

- Обозначьте этапы своего жизненного пути?

- Этапы всего моего творчества. К примеру, одна серия - популярные шлягерные песни: "Неприметная красота", "Любите, пока любится", "В краю магнолий", "Кукла", "Островок"+ Другая - пласт романсов на стихи замечательных выдающихся русских поэтов. Третья- песни, уже ставшие "народными", такие как "Зорька алая", "Малиновый звон" и "В горнице".

- А октябрьские концерты покажет ТВ?

- Обязательно! Кстати, все мои программы можно было увидеть по телевидению. Телеканал РТР показывал "А жизнь продолжается", это был 2003 год, "Украина нэнька - матушка Россия" - 2004 год. ТВЦ - "Любите, пока любится!", открытие именной звезды на площади звезд у Концертного зала "Россия". Первый канал показал мой последний концерт из Государственного Кремлевского дворца "От Петербурга до Москвы".

- Александр Сергеевич, а какую музыку, как вам кажется, хотят слушать сегодня люди?

- Сама жизнь дает ответ на этот вопрос. Не далее как последний фестиваль "Новая волна" в Юрмале был ярким примером тому. Собрались все популярные звезды нашей эстрады, гостем был Хворостовский. И когда он стал петь классику на этом попсовом мероприятии, зал встал, был настоящий фурор. Вот лучший ответ на то, что хотят слушать люди. И это хотят! И в этом есть потребность. В этом направлении мы и стараемся идти.

- Говорят, что именно вы открыли для широкой публики Николая Баскова?

- В огромном количестве музыкальных заведений - училищ, консерваторий, институтов культуры- на вокальных отделениях обучаются люди, которые умеют петь классику. Только огромная армия выпускников этих заведений на эстраде не представлена. Я давно об этом думаю. И это одна из причин, по которым я несколько лет назад пригласил в свою творческую мастерскую Николая Баскова, пытаясь с его помощью решить эту проблему. Ведь молодые исполнители с оперными голосами вполне могут быть востребованы и на эстраде. Басков, особенно в первые годы своего взлета, когда пел больше классический репертуар, дал надежду тем многим певцам, которые даже не думали об этом.

- А почему тогда только Басков так широко известен?

- К будущему успеху Баскова подключилось много людей -в первую очередь продюсеры, которые вложили деньги.

- Он вообще вам благодарен?

- Да, думаю да! Хотя я об этом не задумывался никогда. Понимаете, он был просто проводником моих идей. Я же не собирался на нем зарабатывать миллионы. Я с ним даже контракта не подписывал, хотя он целый год работал у меня. Кстати, именно тогда мы и выпустили в свет песню "Памяти Карузо": ее Николай впервые исполнил на "Музыкальном ринге", который вела Тамара Максимова.

- Александр Сергеевич, без денег вообще не пробиться?

- Без серьезного финансирования раскрутиться в мире нашего шоу-бизнеса сложно.

- Если пофантазировать, вы можете стать продюсером "Фабрики звезд"? Тогда вы сможете набрать участников с классическими голосами, потенциалом, образованием!

- Пусть будет та "Фабрика звезд", какая есть. Потому что туда устремлены чаяния тех молодых людей, которым не нужна классическая музыка. Они любят популярную легкую музыку и в этом деле хотят стать звездами. Ничего здесь зазорного нет.

- Какой тогда выход?

- Думаю, канал "Культура" может и обязан придумать подобную передачу. Кстати, прообраз такой программы уже был. Много лет назад мы с Петром Шаболтаем, которы тогда был директором зала "Россия", и Александром Петуховым, известным дирижером, создали программу "Самородки России". Вот там и выступали в сопровождении симфонического оркестра выпускники консерваторий со всех уголков России: и инструменталисты, и вокалисты. Там Настя Максимова выступала, и Пелагея впервые появилась, и Андрей Валентий, и Андрей Савельев. И вообще на канале "Культура" - та самая аудитория, которой все это может быть интересно. Еще, правда, можно эту идею вынести на Госсовет. Там ведь довольно много людей, которые могли бы своим авторитетом повлиять на появление такой программы.

- Александр Сергеевич, говорят вас хвалила еще Клавдия Шульженко?

- Когда я еще жил в Ленинграде, Клавдия Шульженко однажды выступала с сольным концертом. Это было в 1977 году. И после концерта я зашел к ней за кулисы. Мне захотелось выразить ей свое уважение и восторг. Меня представили как молодого автора, и я показал ей песню "Вторая молодость". Ей песня очень понравилась, и она попросила меня еще что-нибудь показать. И была приятно удивлена, услышав мою музыку. А потом подписала мне фотографию: "Саша! Берегите свой талант+" С тех пор эта фотография в рамке стоит у меня на рояле радом с фотографией Василия Павловича Соловьева-Седого.

- А Соловьев-Седой был вашим учителем?

- Можно сказать и так. В моей жизни было несколько выдающихся людей, которые меня многому научили. Это не были занятия в рамках консерватории, где я учился. Это были встречи. Например, с Валерием Гаврилиным, который очень приветствовал мою работу на стихи Никола Рубцова. Василию Павловичу Соловьеву- Седому больше всего нравилась "В горнице".

- Правда, что учиться музыке вы пошли, когда вам было 30?

- Да, в этом меня поддержал ректор Консерватории Чернышенко (он был еще руководителем Ленинградской капеллы). Только благодаря его усилиям я стал студентом Консерватории, будучи уже 30-летним человеком. Так получилось, что до этого у меня не было систематического музыкального образования+

-У вас был диплом учителя физкультуры?

- Судьба моя так складывалась, что в 16 лет я из Молдавии, где воспитывался в интернате, приехал в Ленинград. Тогда я хотел только получить какое-то образование. А поскольку увлекался легкой атлетикой, поступил в техникум. Окончив его, стал продолжать образование в пединституте на спортивном факультете. Но меня тянуло к музыке. Вот тут жизнь и перевернулась! Кстати, когда я уже оканчивал пединститут, к нам на спортивный факультет поступил Виктор Резников. И мы с ним общались. А он ведь писал замечательные песни, которые пели все ведущие артисты эстрады, в том числе и Пугачева. Это тот самый случай, когда природа берет свое.

- А когда вы почувствовали "свою природу"?

- Я понял это в четыре года, когда мне подарили на день рождение гармошку, с которой я не расставался долгие годы. Потом это был уже баян, затем рояль, далее гитара. Но я уже был захвачен этой стихией музыки с детских лет на слух знал огромное количество замечательных песен. А в техникуме я участвовал в самодеятельности. Это было, может быть, самой главной потребностью моей души. А потом уже появились песни, которые стали популярными. Вот так песня за песней+

- Как вы относитесь к тому, что ваши песни больше известны, чем ваше имя.

- Я к этому привык. Когда выходишь на сцену и начинаешь исполнять "Зорьку алую", "В горнице" или "Малиновый звон", и вместе с тобой весь зал поет хором с первого до последнего куплета все обиды исчезают. Ведь я вижу реальные плоды своего труда.

- А как же слава?

- Дело не в славе!.. Хотя именно поэтому мы с известной российской рекорд-компанией "Квадро-диск" выпустили альбом серии "Гранд", где в моем исполнении прозвучали все мои "золотые хиты". И если у людей есть интерес к моему творчеству, пусть послушают его. Я допускаю, что у кого-то это вызовет некоторое удивление, потому что многие действительно не знают, что эти хиты сочинил именно я.

- А как и с кем вы работаете?

- В основном я работаю с постоянными авторами. Например, многие годы мы сотрудничаем с Анатолием Поперечным. Но есть и другие поэты: и самодеятельные, и профессиональные. Они знают, что у меня иногда рождается неплохая музыка, и предлагают мне плоды своего труда. Кроме того, я работаю еще и с огромным ластом поэтической классики. Там я часто нахожу интересные мотивы для своих произведений. Недавно вот написал новый романс на стихи Федора Тютчева. В общем, весь мой рояль в стихах. Просыпаюсь утром - а встаю я рано - и начинаю все это прокручивать в себе. На что отзывается моя душа, с тем и работаю. Так у меня происходит ежедневно. До обеда я в активном творческом процессе, потом прихожу в студию, а вечером приезжает Марина, и мы уже подводим итоги дня.

- Вы считали, сколько у вас песен?

-Да уже, наверное за тысячу перевалило. Я их даже перестал считать. А вообще, лучше считать те песни, которые поет народ. Они и составляют мой творческий багаж.

- Александр Сергеевич, а как написать песню, которую поет народ?

- Никто не знает этого секрета. Думаю, что надо быть откровенным - в этом процессе помогают высшие силы. И еще нужно ценить свой дар и быть верным ему.