Мои любимые исполнители - зрители

ПОДМОСКОВЬЕ 
№34 27 февраля 2007 года 
Мои любимые исполнители - зрители 
АВТОР: Алсу Идрисова

Композитор Александр Морозов словно в ответе за всю российскую эстраду. В какой бы город он не приехал, ему задают все тот же злободневный вопрос: "Почему на телевидении одни и те же артисты, у нас что, нет талантливой молодежи?". Упрек, однако, не по адресу- Морозов как раз один из немногих мэтров эстрады, кто помогает молодым талантам. У него молодежи - целый театр. Театр песни "Самородок". И он готовится вывести своих учеников в свет. Смотрины состоятся 28 марта в Театре эстрады

Мы решили несколько опередить события и попросили Александра Морозова и его продюсера, жену Марину Парусникову, познакомить поближе с самородками, а так же рассказать о будущем концерте.

- Можно узнать о вашем театре подробнее - с чего началась его история, кто в нем артисты?

Марина. Театр "Самородок" образовался в 2001 году из фонда "Самородки России", который работал на базе концертного зала "Россия". Продюсером фонда выступал Александр Морозов. Но в силу определенных причин его основатели оставили самородков без внимания, финансирование прекратилось, фонд прекратил существовать. А таланты остались. И мы с Александром Сергеевичем пришли к тому, что не ожжем бросить самородков, и пусть не всех, но самых интересных ребят взяли под свое крыло. Теперь уже у наших первых солистов театра Андре Савельева и Андрея Валентия за плечами консерватория. Андрей Савельев работает солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени Александрова. Андрей Валентий занят в трех спектаклях Большого театра, он выступал перед Владимиром Путиным в Бочаровом ручье. Мы готовим сольные концерты двух Андреев. У каждого из них есть свой сольный диск песен на музыку маэстро из золотого фонда мировой классики. Еще у одного артиста нашего театра, питерского гитриста Гасана Багирова, так же появился диск инструментальной музыки, за основу он взял вокальные темы песен "Малиновый звон", "Мой голубь сизокрылый", "Душа болит", где вместо голоса звучит гитара. Играет он виртуозно.

Александр. Театр "Самородок" - это многоликое собрание людей, наделенных большой музыкальностью. Это полигон для молодых талантов и музыкального эксперимента. Работа театра не имеет коммерческих устремлений. С коммерческой точки зрения проще было бы сотрудничать с уже раскрученными звездами, принести песню Николаю Баскову, Софии Ротару, Алле Пугачевой, Надежде Кадышевой и так далее, и песня стала бы популярной. К успеху есть короткий путь. А здесь предстоит огромная работа. Но мы ее не боимся, и у нас есть хорошая возможность, минуя телевидение, представить молодых талантливых артистов напрямую зрителю и увидеть реакцию реальных людей.

- Из стен вашего театра вышел и Николай Басков. Как на ваших глазах восходила новая звезда?

Марина. Николая Баскова мы привлекали к своим программам, как это делаем сейчас с самородками. Согласитесь, ведь он тоже самородок, яркая личность. И Коля вошел в эстраду, как нож в масло, и занял нишу, которая когда-то была занята Беляевым, Магомаевым. Хорошему вокалисту важно суметь и не перевалиться в попсу, и не уйти в классику, которую многим сложно слушать. То есть нужна эстрадная классика, и ее типичным представителем стал Коля. 
Беда нынешних молодых исполнителей в том, что у них нет своих композиторов спонсоров. Поэтому, даже имея изумительные голоса, они растворяются в общей массе. Звездой можно стать, только имея свои собственные песни, хиты. А Александр Морозов может помочь им с репертуаром. Он представляет им эстрадную классику, современные романсы, песни, которые позволяют показать и голос, и музыку, которую в отличии от оперных арий, может воспринимать даже неподготовленный слушатель.

- Но сегодняшним композиторам еще важно вписаться в такое понятие, как "формат", быть понятым и близким молодежи. А у Александра Сергеевича, извините, уж седина в волосах.

Марина. У творческого человека возраста нет. В каком возрасте Набоков написал "Лолиту"? Это мог написать юноша? Никогда. Повесть, ставшая классикой, появилась из-под пера зрелого человека. Совсем недавно у Морозова появилась песня "Перемирие" на стихи Евгения Муравьева, ее поет солистка театра "Самородок" Даша Май. В ближайшее время на MTV и Муз- ТВ появится ее клип. Это мини-фильм, где играют два актера- мужчина и женщина, и между ними идет война. Композитор, которому 59 лет, смог поймать этот формат. Он не устаревает. Такое с ним уже было. Когда Морозову исполнилось 40 лет, он написал весь репертуар группы "Форум". И страна вздрогнула. И это Морозов, зрелый композитор, автор песни "Малиновый звон", и вдруг электронная музыка - "Белая ночь", "Островок", "Улетели листья". Александр Сергеевич умеет уловить время. Скажу больше: среди его воспитанников и композитор Настя Максимова, последние хиты Юли Савичевой написаны ею. По сути, Настя с детства жила в музыке Морозова, потому что их семьи дружили. И Настя придет на наш концерт, несмотря на то, что она скоро станет мамой.

- На афишах предстоящего концерта обозначено, что зрителя ждет реалити-шоу. Вы задумали устроить нечто похожее на "Фабрику звезд"?

Александр. Нет у нас скорее будет "антифабрика".Если телевидение внушает, что из любого мальчика или девочки можно сделать звезду, то мы утверждаем, что звездами могут стать единицы, и базой для этого должен быть талант. У нас, в отличии от "Фабрики" не будет фонограммы, а прозвучат живые голоса. Мы покажем творческую лабораторию, ведь от зрителя многое скрыто, он слышит певца или певицу, то есть конечный результат, а какая работа за этим стоит, он не знает. Это как полет Гагарина в космос - он стал суперпопулярным, но за этим полетом стояла работа миллионов людей, и они остались в тени. Так и артист берет на себя все внимание, а в каких муках рождается его творчество, сколько людей было причастно к его успеху, зритель не видит. 
Марина. Главной звездой программы будет маэстро, который выведет на сцену молодые дарования. Мы придумали своеобразное реалити-шоу. Я, как постановщик, решила показать на сцене творческую кухню композитора - создание хитов, форматной песни, рождение звезды. Перед выступлением каждого из своих учеников Александр Сергеевич будет вести с ними диалог: с кем-то поговорит о формате, с кем-то о голосе, о репертуаре. Это будут споры, убеждения, как и на самом деле бывает на репетициях. Зал Театра эстрады позволяет провести камерный вечер - он уютный, там хорошая аура, и зритель очень близко - он сможет подхватывать песни Морозова и петь вместе с артистами.

- Концерт называется "Мадонна моя". Это посвящение любимой женщине?

Александр. Наш концерт - посвящение всем женщинам России. Мадонна - это муза. Композиторов, поэтов, художников всегда вдохновляет образ женщины. Мадонна - это и мать, я вспоминаю свою маму, как она в детстве пела мне песни. Это и моя жена- мой главный помощник в жизни и на сцене. Это и моя дочь Саша, которой я посвятил песню "Папа, подари мне куклу". Мы зовем ее Александра II, она композитор по наследству. Саша тоже выступит в концерте и будет мне оппонировать, она мой строгий критик. На концерт она приведет и своих друзей - молодой дуэт "Сценокардия", ставшие победителями фестиваля "Пять звезд" в Сочи. Выступит и дочь Марины- талантливая певица Даша Май.

- Александр Сергеевич, как Вам работается с молодыми людьми у которых наверняка на все есть своя неоспоримая точка зрения. Какой эффект получается от сочетания зрелой взвешенности и молодой горячности? Чему вы учитесь у них?

Александр. Мы все время спорим. Во взаимоотношениях поколений всегда есть много проблематичного, но еще больше позитивного. Общаясь с молодыми исполнителями я виртуально ощущаю себя в том же возрасте, что и они. Пытаюсь быть с ними на одной волне и одновременно увидеть себя сегодняшнего их глазами. И невольно начинаю сравнивать, какие у меня были в их возрасте ощущения и какие у них сейчас. В сопоставлении видна разница, как время, обстоятельства, общественный строй меняют мировоззрение, состояние души. Сегодняшнее поколение более свободно в своем творческом порыве. Нет стольких препонов и ограничений, какие были у нас. С одной стороны, это хорошо, потому что не надо задавать себе рамки. Раньше, написав песню, я знал, что мне нужно пройти кучу художественных советов, и мое творение зависело от дяди, наделенного властью, его слово было решающим. И только от одного сознания, что песня может не пройти, начинал ее шлифовать, порой терял простор фантазии.

- Сейчас эстрада тоже зависит от дядей, только вооруженных не властью, а деньгами. И они не всегда работают на талант.

Александр. Да, вместо художественных советов теперь финансовые барьеры и хитросплетения под названием "формат", поэтому на эстраде мы видим не всегда лучшие образцы нынешнего поколения. Я уверен, что создаются замечательные песни, стихи, картины- очень много талантов. Поэтому мы в разных городах прослушиваем молодых исполнителей, и в наше поле зрение попадают яркие самобытные ребята. И даже наши дети не стали исключением.

- Ваша музыкальная жизнь знала и взлеты, и забвения, вы знаете, что судьба эстрадного артиста не безоблачная. И теперь ваши дети вступают на эту стезю, вам за них не страшно?

Марина. Мы понимаем, что отправляем их в "мясорубку. На нас двоих пять человек детей, из них две дочери - Саша Морозова и Даша Май - выбрали сцену. И мы им помогаем, но исходим не из своего желания сделать их звездами, а потому, что они по складу характера творческие личности. Саша - музыкальна с детства, она поет, пишет музыку, закончила музыкальное училище. Даша закончила ГИТИС, она актриса, сейчас работает в мюзикле, у нее очень своеобразный тембр - это низкий голос с диапазоном в две октавы. Девочки знают, что это не простая профессия, не все в шоколаде, но это знание в них не гасит желание выступать на сцене. Это не те дети, которых вытянули за уши, потому что они наши. У них большая конкуренция среди солистов театра "Самородок". И если бы наши девочки им подыгрывали, то Морозов их не вывел бы на сцену. С самородками так же выйдет на сцену третий Морозов - старший сын Александра Сергеевича Дмитрий, он споет шансон и песню Александра Морозова "Остаюсь, Ленинград" - о городе, где Дима родился, живет и воспитывает сынишку Стасика. А двое наших детей не хотят петь. Мы их не заставляем.

- Александр Сергеевич, вы теперь уже и как педагог, учитель, что можете пожелать молодым творческим натурам, чтобы они могли себя реализовать, и их путь к зрителю был бы не слишком тернистым?

Александр. Нужно искать свое лицо, опираться на классические образцы. Если молодой человек пишет песни народного характера, то он должен знать образцы народной песни, что передавалось из поколение в поколение. Если в нем нет этого знания, то своего он ничего не создаст. Если человек занимается рок-музыкой, он должен знать этот пласт. Настоящее творчество может вырасти лишь на выдающихся образцах. А поверхностное отношение к предмету никогда не давало хороших плодов. Слушая только попсу, нового слова в искусстве не скажешь. Я многое еще мог бы сказать нашим читателям, но я композитор и привык говорить на языке музыки, поэтому продолжим разговор с читателями газеты на нашем концерте, где я для них тоже буду петь, где мы сможем петь вместе. Когда меня спрашивают, кто ваш любимый исполнитель, я отвечаю, что мои песни пели Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Надежда Бабкина, София Ротару и многие другие замечательные певцы, я к ним отношусь с большим уважением. Но мой любимый исполнитель - это мой зритель, который поет вместе со мной. Лучше него никто не поет.