«Александр Морозов: Удивительно, как похожи: моя судьба и судьба Рубцова»

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА 
№ 2007 года 
««Александр Морозов: Удивительно, как похожи: моя судьба и судьба Рубцова» 
АВТОР: Ирина Барышева

Нет такого человека, который бы не слышал песен «В горнице», «Улетели листья с тополей», «Молитва», написанные на стихи Николая Рубцова. В них так гармонично переплелись слова и музыка, что эти песни по праву считаются народными. Но мало кто знает, что у этой музыки есть свой автор – композитор Александр Морозов. Именно он открыл широкой публике Рубцова, как поэта песен и романсов. А эстрадные шлягеры, написанные Александром Морозовым, такие, как «Малиновый звон», «В краю магнолий», «Домик окнами в сад» и многие другие, любимы слушателями до сих пор. На десятом юбилейном фестивале «Рубцовская осень» Александр Морозов преподнес вологжанам подарок, выступив с песнями на стихи великого поэта. Перед концертом композитор дал интервью.

-Мне приятно, что в свое время я получил Всероссийскую премию «Звезда полей» именно на родине Николая Рубцова . Это для меня очень высокая награда, потому что вся моя жизнь связана с творчеством вологодского поэта. Это великий автор, нашедший воплощение в творчестве многих великих музыкантов, таких, как Свиридов, Гаврилин.

Я думаю, у нас в России немного песен, под которые люди, аплодируя, встают. Когда в концертном зале «Россия» на моем творческом вечере Николай Басков исполнял «В горнице» - зал встал. Это говорит о том, что эта песня – неформальный гимн русской души. Песни на стихи Николая Рубцова стали поистине народными, потому что они удивительно музыкальны.

- Как произошло ваше знакомство с творчеством Николая Рубцова?

- В 1968 году поэт Глеб Горбовский подарил мне сборник Рубцова «Зеленые цветы». Когда я прочитал его, то понял, что это мой поэт. В его стихах я нашел ответы на все мои вопросы, поэтому первая песня «В горнице» была отправной точкой моего с ним творческого содружества, которому я посвятил 30 лет. В юбилейный год был выпущен нотный сборник романсов на стихи Рубцова, куда вошли семь вокальных циклов: 50 песен и романсов. Это было неожиданным для любителей поэзии Рубцова. Но время взяло и свое и доказало, что Рубцов может звучать и в классическом варианте, и мне очень приятно, что первым из выдающихся людей это принял и поддержал мой учитель, ваш земляк, Валерий Гаврилин. Для меня это было очень важно. Эти концерты собирали полные залы и вызывали резонанс. Поэзия стала востребована не только в кругах любителей стихов, но и музык

Удивительно, как похожи моя судьба и судьба Рубцова. Несмотря на то, что между нами разница в возрасте где-то 10-12 лет, у нас много жизненных совпадений: оба родились в сельской местности, учились в техникуме, служили на флоте, жили в Петербурге. Оба дружили с Глебом Горбовским. Творчество Рубцова в моей жизни сыграло огромную роль, благодаря его поэзии я смог выразить свои чувства.

- Почти все Ваши песни становились хитами. Может ли композитор предугадать станет песня шлягером или нет?

- Композитор может только предчувствовать, но последнее слово всегда остается за слушателями, которые принимают или не принимают песню

- В свое время Вы писали песни для Примадонны. Почему сейчас с ней не сотрудничаете?

- В разные периоды моей жизни я сотрудничал практически со всеми звездами нашей эстрады: это Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха, София Ротару и Валерий Леонтьев, Лев Лещенко и Надежда Бабкина, Лолита и Михаил Шуфутинский, Витас и Наташа Королева. Конечно, Алла не была исключением. Мою песню «Голубь сизокрылый»она выбрала сама и с успехом исполнила на своих «Рождественских вечерах». Кстати, по ее приглашению в этом вечере выступал и я. Не скрою, мы симпатизировали друг другу, я бывал у нее дома в компании друзей.

- Всегда ли вас, как композитора, устраивает то, как артист исполняет ваши песни?

- Когда я пишу песню, я сразу представляю, кто может ее исполнить. Мне повезло - мои песни всегда исполняли достойно.

- Старшее поколение утверждает, что раньше в песнях был смысл и мелодичность, а сейчас песни пишут как на конвейере…

- Россия сейчас находится на пути возрождения, поэтому народу нужна в песнях душа. Вспомните «Евровидение-2007». Кто стал победителем? Девушка, поющая на родном языке песню «Молитва». Все объяснимо: эта песня созвучна настроению народа. Или вспомните победительницу Руслану из Украины. На что сейчас реагирует публика на Евровидение? На то, что самобытно: фольклор, этнику. В этом году от нашей страны поехало «Серебро». Увы, группы такой мы до этого не знали, песни их не слышали. Вы знаете ее перевод? Про вишенку и пирожок. Забавно.

На Евровидение, я думаю, надо отправлять того, кто оригинален, самобытен и, не побоюсь этого слова, патриотичен.

А у нас такая талантливая молодежь и такой потенциал, что грех этим не воспользоваться!